4 сентября 1985 года при невыясненных обстоятельствах на участке особого режима лагеря Пермь-36 погиб украинский поэт и правозащитник Василь Стус.
Первое упоминание о его диссидентской деятельности в базе данных виртуального музея «Пермь-36» датируется четвертым сентября 1965 г. Ровно за 20 лет до своей гибели, выступая на премьере кинофильма Сергея Параджанова «Тени забытых предков» в столичном кинотеатре «Украина», в присутствии руководителей партии и правительства Украины и г. Киева, вместе с И. Дзюбой и В. Черноволом Стус предложил почтить диссидентов, арестованных в том году в Украине. Был отчислен из аспирантуры и уволен из архива, в котором работал.
Работая строительным рабочим, кочегаром, инженером технической информации, Василь Стус много и плодотворно писал и переводил, подготовил два сборника стихов, так и не вышедших в свет на родине при его жизни; активно сопротивлялся возрождению сталинизма. В самиздате расходились его письма, посылаемые в президиум Союза писателей, в редакции журналов, в Верховный Совет, в ЦК компартии Украины и даже в КГБ, в защиту В. Черновила, И. Дзюбы и других украинских диссидентов.
12 января 1972 г. он был первый раз арестован и 7 сентября 1972 г. осужден по ст. 62 ч. 1 «Антисоветская агитация и пропаганда» УК УССР к лишению свободы на 5 лет и к ссылке на 3 года. Вернувшись в августе 1979 года в Киев после отбытия заключения в мордовских лагерях и ссылки на Магадане, Стус обсуждал с товарищами возможную эмиграцию, но всё-таки остался в СССР и вошёл в состав Украинской Хельсинкской группы.
Новый приговор не заставил себя долго ждать. На этот раз Василь Стус был признан особо опасным рецидивистом и осужден 2 октября 1980 г. по ст. 62 ч. 2 УК УССР «Антисоветская агитация и пропаганда, совершенные лицом ранее осужденным за особо опасные государственные преступления» к лишению свободы на 10 лет и к ссылке на 5 лет.
Свой второй и последний срок Стус отбывал в ИТК ВС-389/36 (Пермь-36) практически без права переписки – лагерная администрация тщательно следила за тем, чтобы поэт не отправлял свои произведения на волю. Последняя его книга «Птах души», написанная на пермской зоне, была отобрана у автора во время обыска и, по всей видимости, уничтожена. Несмотря на регулярные изъятия, писал стихи и прозу, переводил по памяти стихи О. Мандельштама, М. Цветаевой, Л. Пастернака, П. Верлена, Р-М. Рильке, И. Гёте и, вопреки запретам, тайно переправлял переводы и авторские тексты на волю.
В лагере он принимал активное участие в правозащитных акциях заключенных: писал и подписывал обращения, петиции, участвовал в протестных забастовках и голодовках, неоднократно водворялся в ШИЗО и переводился в камеру одиночного заключения.
«Всегда разговаривал с начальством и ментовней победителем и прокурором на будущем Нюрнбергском процессе, а их «держал» за преступников, о деяниях которых он собирает сведения, чтобы потом сообщить суду только правдивые, хотя небеспристрастные сведения. Даже далекому от лагерного быта читателю легко представить, чем обычно кончались его контакты с начальством» (М.Р. Хейфец. Избранное в 3 томах. Том 3. Украинские силуэты. Харьков. «Фолио». 2000. С. 14)
Лагерное начальство пыталось сломить волю поэта, отправляя его в карцер за любую, как правило, выдуманную провинность. В августе 1985-го Стуса заключили в ШИЗО за то, что он, читая книгу, якобы оперся локтем о нары. В знак протеста Стус объявил сухую голодовку и скончался через неделю, по официальной версии – из-за остановки сердца. Однако некоторые его друзья и знакомые считают, что на самом деле поэта насмерть забили надзиратели в одиночной камере.
Незадолго до этого по представлению немецкого писателя Генриха Белля Василь Стус был выдвинут на Нобелевскую премию по литературе.
Похоронен Стус был на кладбище в деревне Борисово, но в 1989 году его друг и соратник Василь Овсиенко приехал на руины уже закрытой политзоны, чтобы отыскать прах великого поэта и перезахоронить его на родине. Тела Василя Стуса и его лагерных побратимов Олексы Тихого и Юрия Литвина легли в киевскую землю 19 ноября 1989 года на Байковом кладбище.