Ключевые партнёры музея:

Гайда Антон Николаевич

Родился 15 июня 1921 г., в с. Дубно Ярославского повита Краковского воеводства Польской республики. Украинец. Образование 7 классов. Заведующий клубом в с. Слободка-Джуринская Тернопольской области.

Арестован 10 мая 1949 г. и осужден 21 июля 1949 г. по ст. 54-1 «а» – «Измена Родине», ст. 54-8 – «Совершение террористических актов, направленных против представителей Советской власти или деятелей революционных рабочих и крестьянских организаций, и участие в выполнении таких актов» и ст. 54-11 «Всякого рода организационная деятельность, направления к подготовке или совершению предусмотренных в настоящей главе преступлений, а равно участие в организации, образованной для подготовки или совершения одного из преступлении, предусмотренных настоящей главой» УК УССР к 25 годам лишения свободы с поражением в правах по пунктам «а», «б», «в» и «г» ст. 29 УК УССР сроком на пять лет с конфискацией всего имущества[1].

Состав обвинения – «измена»+«участие в антисоветской организации» – традиционен для осужденных за т.н. «националистическую деятельность»[2].   К ним могли добавляться обвинения в террористической деятельности, диверсиях, вооруженном восстании или вторжении в контрреволюционных целях на советскую территорию и некоторые другие.

По делу проходили А.Н. Гайда, А.Н. Остапив, Г.И. Андрухив, М.П. Ильчишин, В.Н. Максимович и И.В. Гайда, все жители одного села — Слободка-Джуринская Тернопольской области, обвиненные в том, что «были связаны … с остатками подполья украинско-буржуазных националистов», по заданиям которого «расстреливали, вешали и зверски убивали ни в чем не повинных советских граждан, в том числе, женщин и малолетних детей». Конкретно А.Н. Гайде, Остапиву, Андрухиву и Ильчишину были вменены убийства председателя и секретаря сельского совета Слободка-Джуринская в 1947 г. и трех членов семьи колхозника того же села в 1949 г.; а Максимовичу и И.В. Гайде помощь ОУН — «представляли бандитам убежища, снабжали их продуктами питания и сообщали им сведения разведывательного характера»[3].

Дело было возбуждено после того, как «В органы МГБ поступили данные о том, что террористический акт над семьей колхозника Коршняка был совершен по заданию бандитов украинско-немецких националистов жителями села Слободка-Джуринская: Гайда А.Н., Остапив А.Н. и Андрюхив Г.И. в совершении которого убийцам способствовали жители того же села Гайда И.В. и Максимович В.Н.». Все дело построено на признаниях подсудимых и свидетельских показаниях 5 жителей того же села. Вещественные доказательства, фигурировавшие в суде и уничтоженные по его окончанию – 2 ножа и пиджак. Огнестрельное оружие, традиционное для бойцов УПА ни в обвинительном заключении, ни в приговоре не фигурировало, хотя в признательных показаниях упоминались и пистолеты и «автоматные очереди»[4].  Кто из членов «банды ОУН» отдавал распоряжения подсудимым, в деле не указано. В обвинительном заключении записано что все подозреваемые были арестованы «в период с 9 по 13 мая»[5], а первые признательные показания А.Н. Гайда дал еще на допросе 7 мая[6].

Предварительное следствие, выполненное следственным отделом УМГБ по Тернопольской области, было закончено к концу июня, обвинительное заключение датировано 1 июля 1949 г.[7]

Приговор был вынесен один на всех: «…по совокупности совершенных ими преступлений и на основании ст. 54-1«а» УК УССР в соответствии со ст. 2-ой Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1947 года «Об отмене смертной казни», заключить в ИТЛ сроком на (25) двадцать пять лет каждого с поражением каждого из них в правах по пунктам «а», «б», «в» и «г» ст. 29 УК УССР сроком на пять лет с конфискацией у всех осужденных всего имущества»[8].

Заключение отбывал в лагерях ГУЛАГа, Мордовских политлагерях и лагере Пермь-36[9].

 

[1] УСБУ по Тернопольской области. Основной фонд прекращенных дел. Д. 10831. Т. 2. Л. 210-215 об; Учетная картотека Управления Дубравного ИТЛ.

[2] Постановление пленума Верховного суда СССР № 12/8/у/с «О квалификации преступления членов антисоветской организации ОУН» от 7 августа 1944 г. — Сборник законодательных нормативных актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессий. М., Республика, 1993, с. 45.

[3] УСБУ по Тернопольской области. Основной фонд прекращенных дел. Д. 10831. Т. 2. Л. 210 — 215 об.

[4] Там же. Т.1. Л.13 об.-16

[5] Там же. Т. 2. Л. 210.

[6] Там же. Т. 1. Л. 13 об – 16.

[7] Там же. Т. 2. Л. 121 – 130.

[8] Там же. Т. 2. Л. 215 об.

[9] Учетная картотека Управления Дубравного ИТЛ; Список заключенных лагеря Пермь-36.

Учетные карточки