Ключевые партнёры музея:

Калинин Василий Владимирович

Родился в 1917 г. на хуторе 2-й Кубанский Майкопского отдела Кубанской области. Русский.  Образование начальное.

Осужден в 1943 г. по ст. 19-58-1 «б» — «Покушение на какое-либо преступление, а равно и приготовительные к преступлению»-«Измена Родине, совершенная военнослужащим», 19-58-8 — «Покушение на какое-либо преступление, а равно и приготовительные к преступлению»-«Совершение террористических актов, направленных против представителей Советской власти или деятелей революционных рабочих и крестьянских организаций, и участие в выполнении таких актов», 58-10 ч. 2 — «Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений в военной обстановке, или в местностях, объявленных на военном положении», 58-11 — «Всякого рода организационная деятельность, направления к подготовке или совершению предусмотренных в настоящей главе преступлений, а равно участие в организации, образованной для подготовки или совершения одного из преступлении, предусмотренных настоящей главой» УК РСФСР к 20 годам каторжных работ[1].

Каторжные работы в СССР были учреждены Указом ПВС 19 апреля 1943 года и предназначались для «пособников из местного населения, уличенных в оказании содействия злодеям в совершении расправ и насилий над гражданским населением и пленными красноармейцами»[2]. 20 лет каторжных работ было максимальным сроком наказания по этому указу.

По данным ХТС В.В. Калинин был осужден за то, что «находясь в действующей армии слушал рассуждения приятеля о том, что немцы лучше коммунистов»[3]. Подтверждением того, что В.В. Калинин не был «пособником» служат и вмененные ему не совершенные измена и теракт, а «намеренье» их совершения – пособники, безусловно, являлись изменниками без всяких оговорок.

Освобожден из заключения в 1956 г.[4]

Вновь арестован 25 марта 1958 г. и осужден 14 августа 1958 г. по ст. 58-10 ч. 2 — «Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных пре­ступлений с исполь­зованием религиозных или национальных предрассудков масс», 58-11 (См. выше) УК РСФСР к 25 годам лишения свободы[5].

По данным ХТС на этот раз, будучи адептом «Истинно православной церкви», он был осужден за проповеди, осуждающие власть[6].

Признан особо опасным рецидивистом[7] определением Зубово-Полянского районного суда Мордовской АССР 30 марта 1967 г.[8]

По информации Хроники текущих событий «надзиратели не дают ему молиться, периодически отбирая или ломая самодельные предметы культа. Калинина многократно наказывали за невыход на работу в дни религиозных праздников и в воскресенья. Сажая в ШИЗО, стригли ему голову, бороду и усы. Работники лагеря издеваются над его верой»[9], что вызывало его ответное сопротивление, и, как правило, многочисленные новые наказания.

Заключение отбывал в Мордовских политлагерях, в лагерях Пермь-35, Пермь-36 и Пермь-37[10].

30 марта 1967 г. Зубово-Полянский районный суд Мордовской АССР признал его особо опасным рецидивистом[11], после чего он был переведен в лагерное отделение особого режима, где провел 10 следующих лет.

13 марта 1983 г., за 12 дней до окончания срока заключения был этапирован в следственный изолятор г. Казани[12], где был осужден в 1958 г. К этому времени ему было 66 лет, и он имел II группу инвалидности по болезни сердца, перенеся в заключении 2 инфаркта[13].

 

[1] Учетные карточки заключенного В.В. Калинина.

[2] Указ ПВС СССР от 19 апреля 1943 г. «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников родины из числа советских граждан и для их пособников». П. 2.

[3] ХТС 48/58.

[4] Учетные карточки.

[5] Там же; Учетная картотека Управления Дубравного ИТЛ. Через 4 месяца после осуждения В.В. Калинина ПВС СССР принял Закон «Об уголовной ответственности за государственные преступления», снизивший максимальный срок лишения свободы до 15 лет.

[6] ХТС 46/59.

[7] «В исправительно-трудовых колониях особого режима отбывают наказание осужденные к лишению свободы мужчины, признанные особо опасными рецидивистами, и мужчины, которым наказание в виде смертной казни заменено лишением свободы в порядке помилования или амнистии» — Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1970. Ст. 65.

[8] Учетные карточки.

[9] ХТС 46/59-60; 64/77.

[10] Учетные карточки; Списки заключенных лагерей «Пермь-35, Пермь-36 и Пермь-37; Учетная картотека Управления Дубравного ИТЛ.

[11] Учетные карточки.

[12] Там же.

[13] ХТС 64/77.

Учетные карточки