Родился 14 октября 1919 г. в с. Никополь Барвенковского района Хакрьковской области. Украинец. Образование 7 классов. Токарь Рутченковского ремонтного завода.
«…будучи военнослужащим Советской Армии и находясь на фронте Великой Отечественной войны, весной 1942 года, попав в окружение войск противника, бросил на поле боя в гор. Красный Луч Ворошиловградской области оружие, переоделся в штатскую одежду и стал пробираться к своим родственникам на оккупированную врагом территорию Харьковской области. В районе гор. Красный Луч он попал в плен к немецко- фашистским захватчикам, однако вскоре был освобожден из лагеря, прибыл к своей семье в оккупированную немецкими войсками село Никополь Бервенковского района Харьковской области, где в июне 1942 года, изменив Родине, перешел на сторону врага — поступил добровольно на службу, в созданный оккупантами карательный орган — Никопольскую волостную полицию на должность полицейского»[1].
Арестован 5 сентября 1977 г. и осужден 29 декабря 1977 г. по ст. 56 ч. 1 — «Измена Родине» УК УССР к лишению свободы на 15 лет с конфискацией имущества[2].
Военным трибуналом Киевского военного округа 6 сентября 1988 г. зачтено в срок отбывания наказания 1 месяц и 2 дня нахождения в проверочно-фильтрационном лагере[3] и 25 апреля 1988 г. — 3 месяца 9 дней не определенного в учетной карточке срока – возможно, время нахождения под арестом[4].
Особая отметка на карточке: «кар» — каратель.
Поскольку Указ ПВС СССР от 17 сентября 1955 г. «Об амнистии советских граждан, сотрудничавших с оккупантами в период Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг.»[5]
оставил уголовные наказания лишь «карателям, осужденным за убийства и истязания советских граждан», ему должно было быть инкриминировано участие в карательных акциях, не выявленное на фильтрации.
В обвинительном заключении и приговоре, кроме обвинения в том, что он «на протяжении 1942-1943 гг. … выслуживаясь перед фашистскими захватчиками и активно поддерживая оккупационный режим, систематически в дневное и ночное время, будучи вооруженным огнестрельным оружием, нес патрульную службу по селу Никополь, охранял его от возможного нападения советских партизан»[6] фигурировали 7 конкретных эпизодов: участие в расстреле партизана А.С. Шевченко в августе 1943 г.; донос весной 1943 г. о скрывавшемся раненном командире; конвоирование в лагерь для военнопленных одного советского военнослужащего; конвоирование в полицию 5 местных жителей, арестованных по подозрению в помощи партизанам; конвоировании на сборный пункт 2 граждан, угоняемых в Германию; участие «в обысках и изъятии носильных вещей для оккупантов» а также коровы у местных жителей в 1942 г.; участие в облаве на советских партизан летом 1943 г. «в районе участка железной дороги у села Никополь… однако обнаружить партизана карателям не удалось»[7].
Указом ПВС СССР от 18 июня 1987 г. «Об амнистии в связи с 70-летием Великой Октябрьской Социалистической революции» неотбытый срок сокращен наполовину[8].
Заключение отбывал в лагерях Пермь-35, Пермь-36 и Пермь-37[9].
Освобожден 21 ноября 1989 г. по отбытию срока заключения[10].
[1] УСБУ по Харьковской области. Основной фонд прекращенных дел. Д.35095. Т.4. Л.142.
[2] Учетная карточка заключенного А.Н. Майбороды.
[3] Фильтрации в проверочно-фильтрационных лагерях НКВД подлежали «…лица призывного возраста, работавшие при немцах в качестве сельских старост, рядовых полицейских, а также являвшиеся рядовыми участниками «Народной стражи», «Народной милиции», «РОА», «Национальных легионов» и других подобных организаций, в том числе бывшие военнослужащих Красной Армии, если в отношении их отсутствуют данные об изменнической и предательской работе». — Совместная директива НКВД СССР и НКГБ СССР № 494/94 от 11 октября 1943 года «О порядке арестов и проверки военнослужащих коллаборационистских формирований». После фильтрации рядовые полицейские, изобличенные в карательных действиях передавались следствию и суду; ошибочно помещенные в проверочно-фильтрационные лагеря, а также те, кто служил в полиции или других формированиях врага по заданию подполья или партизан освобождались; а служившие в полиции и не изобличенные в карательных действиях направлялись на спецпоселения «в районы Норильского и Ухтинского комбинатов, Печорского угольного бассейна, а также на лесозаготовки в верховья реки Камы» сроком до 6 лет. — Постановление ГКО «№ 9871с» от 18 августа 1945 г. «О направлении на работу в промышленность военнослужащих Красной Армии, освобожденных от немецкого плена и репатриантов призывного возраста».
[4] Учетная карточка.
[5] Указ ПВС СССР от 17 сентября 1955 г. «Об амнистии советских граждан, сотрудничавших с оккупантами в период Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг.» П. 4.
[6] УСБУ по Харьковской области. Основной фонд прекращенных дел. Д.35095. Т.4. Л.150.
[7] Там же. Л.142-159; 289-293.
[8] Учетная карточка.
[9] Там же; Списки заключенных лагерей Пермь-35, Пермь-36 и Пермь-37.
[10] Учетная карточка.
Сайт «ГУЛАГ. История одного лагеря» посвящен истории последней политической зоны Советского Союза Пермь-36 и Общественного музея, созданного на останках этой зоны группой энтузиастов.
В настоящее время музей со всеми его коллекциями, архивами, экспозициями и выставками захвачен чиновниками от Министерства культуры Пермского края.
© Пермь-36, 2023. Все права защищены.