Ключевые партнёры музея:

Организация реставрационно-ремонтных работ

от балабанова

Начало работ по реставрации, ремонту и восстановлению зданий и сооружений бывшего лагеря Пермь-36 пришлось на то переходное в России время начала 90-х годов, когда разрушались старые институты власти, а новые только начинали складываться и оформляться, когда государственный бюджет находился в глубочайшем кризисе, а значительная часть населения оказалась без работы и в обнищании. Рассчитывать на финансовую поддержку властей и традиционных институций не приходилось, но и откладывать работы было невозможно – ветхие постройки стремительно приходили в негодность.

Барак участка особого режима 1994 г.

Барак участка особого режима 1994 г.

В бараке участка особого режима 1994 г.

В бараке участка особого режима 1994 г.

Поэтому работы по консервации бывшего лагеря, инициированные членами Пермского отделения общества «Мемориал», начинались как бизнес-проект. Заняв частным образом минимально необходимые средства, организаторы арендовали вблизи бывшего лагеря делянку порубочного леса, купили бензопилы и сформировали рабочую бригаду из оказавшихся без дела и зарплаты местных жителей. Зимой 1994/95 годов эта бригада заготовила необходимое количество бревен, распилила их на восстановленной лагерной пилораме на строительный лес и доски, а летом начала восстановление барака особого режима по проекту, разработанному Пермскими научно-производственными реставрационными мастерскими.

Рабочая бригада музея перед бараком особого режима. Зима 1995/1996 г.г.

Рабочая бригада музея перед бараком особого режима. Зима 1995/1996 г.г.

Первые успехи заставили руководителей Пермской области обратить внимание на этот проект, и с 1997 года началось частичное финансирование реставрационно-восстановительных работ из областного бюджета. Средства эти всегда были недостаточными.

«Идеи организаторов были таковы, что отказать им было просто невозможно, в их честности сомнений у нас не было, но мы понимали, что вся работа эта неподъемна и рано или поздно они ее бросят. Поэтому давали столько денег, сколько не жалко было потерять» – признался позднее один из губернаторов.

Барак участка особого режима в 1997 г.

Барак участка особого режима в 1997 г.

Реставрационно-восстановительные работы таким образом – силами собственной бригады, с использованием в основном этой же бригадой заготовленных строительных материалов – продолжались вплоть до 2009 года. На бюджетные средства приобретались только те материалы и изделия, получить которые другим способом было просто невозможно: цемент, краски, известь, стекло, металлоизделия, сантехника, отопительные приборы и прочее.

Член Общественного совета музея писатель В. Астафьев и руководитель местной муниципальной администрации В. Бурьянов у барака на участке особого режима. 1997 г.

Организаторы реставрационно-восстановительных работ А. Юзефович (второй слева) и В. Зыков (на переднем плане)

Организаторы реставрационно-восстановительных работ А. Юзефович (второй слева) и В. Зыков (на переднем плане)

За эти годы были отреставрированы и восстановлены почти все старые деревянные лагерные постройки, кроме бани, производственных мастерских и кузницы, все так называемые «маскировочные» дощатые заборы и лагерные вышки, значительная часть других инженерных оградительных и сигнализационных систем, системы электроснабжения, водоснабжения и канализации бывшего лагеря.

Все эти работы выполнялись по проектам Пермских научно-производственных мастерских и под их архитектурно-техническим надзором. Руководил процессом Александр Николаевич Юзефович, Заслуженный строитель Российской Федерации, профессор Пермского политехнического института, однокурсник и старый товарищ Первого Президента РФ Б.Н. Ельцина.

Первый Президент РФ Б.Н. Ельцин и руководитель реставрационно-восстановительных работ А. Юзефович

Первый Президент РФ Б.Н. Ельцин и руководитель реставрационно-восстановительных работ А. Юзефович

Положение изменилось, когда власти Пермского края начали передавать музею бывшие лагерные постройки, в которых после ликвидации лагеря размещался психоневрологический интернат, а вместе с ними выделять из краевого бюджета средства, необходимые как для их реконструкции, так и для восстановления последних неотреставрированных построек.

Загвоздка была только в том, что средства передавались не музею, а строительным организациям, по конкурсу выигрывавшим подряд на эти работы. Музейная бригада конкурировать с ними не могла. А сотрудники привлеченных организаций не были столь аккуратны и внимательны, как музейные работники. В результате восстановление двух последних нереставрированных построек – бани и мастерских – было затянуто на два года, а после того как сменившиеся власти края в 2012 году прекратили финансирование этих работ, и вовсе было остановлено.

Назад