Дефиниция «государственные преступления» в первом уголовном кодексе РСФСР 1922 года включала в себя «преступления контрреволюционные» и «преступления против порядка управления». Начиная с УК РСФСР 1926 г., а также кодексов всех республик СССР, раздел контрреволюционных преступлений непрерывно увеличивался включением в него все новых статей. Эта тенденция продолжалась все время его правоприменения вплоть до принятия в декабре 1958 года Закона СССР «Об уголовной ответственности за государственные преступления», когда в нем в конечном счете перечислялось уже 14 составов преступлений от измены родине до контрреволюционного саботажа.

Уголовный кодекс РСФСР 1922 г.

Уголовный кодекс РСФСР 1926 г. (редакция 1938 г.)
В 1948 году, готовясь к резкому обострению международной напряженности, связанному с блокадой СССР Западного Берлина, Сталин указал выделить из числа государственных преступников тех заключенных, которые представляли особую опасность в связи с нарастающими волнениями в лагерях. Эту категорию узников перевели в так называемые Особые лагеря с наиболее жестоким режимом и особой охраной. Заключенные этих лагерей использовались на особо тяжелых работах и носили белые прямоугольные мишени с их личными номерами на шапках, бушлатах и на правом колене штанов.

Заключенные особых лагерей (кадр из кинофильма)
Закон СССР «Об уголовной ответственности за государственные преступления» 1958 года ввел дефиницию «Особо опасные государственные преступления» в официальную юриспруденцию. Она раскрывалась в 10 статьях: «Измена родине», «Шпионаж», «Террористический акт», «Террористический акт против представителя иностранного государства», «Диверсия», «Вредительство», «Антисоветская агитация и пропаганда», «Пропаганда войны», «Организационная деятельность, направленная к совершению особо опасных государственных преступлений, а равно участие в антисоветской организации» и «Особо опасные государственные преступления, совершенные против другого государства трудящихся». В начале 60-х годов все эти статьи были включены в новые уголовные кодексы всех республик СССР.

Заключенный Особого лагеря №4 «Степной», автор книги «Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицын. Постановочное фото

Закон СССР «Об уголовной ответственности за государственные преступления» 1958 г.
В начале 60-х годов всех осужденных по обвинению в совершении особо опасных государственных преступлений собрали в одно место – в Мордовские лагеря, где содержали в особых зонах, отдельно от осужденных за другие преступления. Позднее такое содержание в отдельных лагерях было утверждено законодательно.
Наибольшими группами особо опасных государственных преступников в начале 60-х годов были осужденные по обвинениям в антисоветской пропаганде. ХХ съезд и та небольшая правда о Сталине и ГУЛАГе, которая была озвучена в докладе Хрущева, породили неоправданные надежды на свободу высказывания, в результате чего в 1957-1959 годах по этим обвинениям было осуждено свыше четырех тысяч человек – и среди них так называемые «националисты», осужденные по обвинениям в послевоенной национально-освободительной борьбе, более всего в Западной Украине и Литве. Третьей по величине группой были коллаборационисты – по большей части сельские и городские полицаи.