Ключевые партнёры музея:

Статус памятника

от балабанова

В 1996 году бывшему исправительно-трудовому лагерю ВС-389/36, известному как «Пермь-36», решением Законодательного собрания и Администрации Пермской области по ходатайству Пермского отделения общества «Мемориал» был присвоен статус памятника истории местного значения. Это позволило частично финансировать из областного бюджета работы по реставрации построек бывшего лагеря и созданию на его базе Мемориального музея истории политических репрессий. Все восстанавливаемые здания и сооружения оставались в государственной собственности Пермской области.

Штрафной изолятор лагеря Пермь-36

Штрафной изолятор лагеря

В 1997 г. инициаторы сохранения и музеефикации бывшего лагеря Пермь-36 обратились в Министерство культуры РФ с предложением рекомендовать его включение в Список (Свод) особо ценных объектов культурного наследия на территории Российской Федерации. Предложение получило отказ с устным разъяснением, что в нынешнем аварийном состоянии памятник в этот Список включен быть не может: «Завершите основные реставрационные и восстановительные работы и тогда обращайтесь».

Остатки оградительных систем лагеря Пермь-36

Остатки оградительных систем лагеря

В 2002 году на бедственное положение памятника обратил внимание фонд WMF (World Monuments Found), каждые два года публикующий список 100 памятников мирового значения, находящихся под угрозой — World Monuments Watch. И уже в следующем выпуске издания в 2004 году появилась статья Perm-36, рассказывающая и о значении этого объекта, и о его плачевном состоянии. Этот прецедент помог привлечь дополнительное региональное и международное финансирование на восстановительные работы. И хотя это событие не принесло памятнику охранного статуса, но позволило обратить на него внимание крупнейших мировых экспертов в области сохранения культурно-исторического наследия.  (Подробнее о World Monuments Watch)

В 2007 г. Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест (International Council on Monuments and Sites – ICOMOS) заслушал на своем заседании в Портленде (США) информацию о памятнике «Пермь-36» и рекомендовал обратиться в Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО с предложением о включении его в Список всемирного наследия. Но с подобным обращением в ЮНЕСКО может выступить лишь правительство страны, а по российскому законодательству памятник на этот момент уже должен быть включен в Список особо ценных памятников РФ. Министерство культуры повторило прежнее условие.

Камера барака особого режима

Камера барака особого режима

Основные реставрационные и восстановительные работы были закончены к 2012 г. и, по согласованию с губернатором и правительством края, на 2013 год была назначена экспертиза памятника экспертами Министерства культуры РФ, Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО и ICOMOS и подготовлены все необходимые документы. Но в 2013 г. власть в Пермском крае поменялась, и руководство Министерства культуры края, поставленное новым губернатором, отменило экспертизу, мотивируя это отсутствием финансирования.

Выписка из протокола №10 Межведомственной рабочей группы по подготовке предложений по увековечению памяти жертв политических репрессий

Выписка из протокола №10 Межведомственной рабочей группы по подготовке предложений по увековечению памяти жертв политических репрессий

 

9 октября 2013 г. судьба музея решалась на уровне Межведомственной рабочей группы по подготовке предложений по увековечению памяти жертв политических репрессий, действовавшей по распоряжению президента России Дмитрия Медведева с конца 2011 года. Рабочая группа своим Протоколом № 10 одобрила концепцию развития Мемориального музея истории политических репрессий «Пермь-36» и рекомендовала Министру культуры РФ «оказать содействие Правительству Пермского края в изменении категории памятника истории, бывшего лагеря Пермь-36». Среди рекомендаций была организация экспертизы, выделение краевых средств на реставрацию и включение памятника в краевую инвестиционную программу. В перспективе музей «Пермь-36» должен был стать федеральным учреждением. 

Читать: Протокол №10 Межведомственной рабочей группы по подготовке предложений по увековечению памяти жертв политических репрессий

Но в 2014 году проект государственной программы увековечения памяти жертв политических репрессий был преобразован в концепцию государственной политики и вскоре забыт. Территория и постройки бывшего советского политлагеря, чья мемориальная уникальность была неоднократно признана международным сообществом, так и не получили ни федерального, ни международного статуса охраняемого объекта.