Для реставрации и восстановления наиболее ценного объекта – единственного сохранившегося в мире типового лагерного барака эпохи сталинского ГУЛАГа – Александр Николаевич Юзефович, руководитель всех реставрационно-восстановительных работ в бывшем лагере Пермь-36 и Заслуженный строитель РФ, создал специальную бригаду волонтеров из студентов старших курсов строительного факультета Пермского политехнического института, где он преподавал.

Барак лагеря Пермь-36 перед реставрацией, 1998 г.
Для участников этой бригады был организован спецсеминар, посвященный особенностям архитектуры и строительства построек и сооружений ГУЛАГа 1929–1956 гг. Там они познакомились с основными методами реставрации и восстановления таких построек, предложенными специалистами Пермских научно-производственных реставрационных мастерских.




При реставрации и восстановлении этого объекта практически не использовались современные деревянные строительные материалы. Так, при ремонте полов использовалась не современная половая шпунтованная доска, а широкие плахи, которые выпиливались и обтесывались по образцу сгнивших половиц, подлежавших замене. Таким же образом перебирались потолочные перекрытия, и новые оконные рамы и дверные заполнения точно так же изготавливались по профилям заменяемых.

Жилой барак лагеря Пермь-36 после реставрации, 1999 г.
При переборке внутренних стен барака в щели между двумя бревнами под слоем штукатурки студенты обнаружили «захоронку» – две выполненные мелким почерком записки: одна на латышском, другая на армянском языке. Судя по их содержанию, они были составлены летом 1972 года, вскоре после 13 июля, когда в лагерь прибыл первый этап из мордовских политлагерей (Мордовского лагеря особого режима).
Записки, на одной из которых был нарисован план лагеря Пермь-36, были приготовлены к передаче на волю и временно спрятаны под штукатуркой в ожидании удобного случая. Но такого случая, очевидно, так и не представилось, и записки пролежали в стене до 1999 года.


На следующий год после окончания реставрации барака в одном из его помещений был открыт натурный макет генеральной экспозиции музея «ГУЛАГ СССР. История, труд и быт».

Натурный макет генеральной экспозиции музея «ГУЛАГ СССР. История, труд и быт», 2000 г.