Среди многочисленных категорий спецпереселенцев на Урале в военные годы появилась ещё одна – крымские татары, депортированные по приказу Сталина 18-20 мая 1944 года, ровно 78 лет назад. Им вменялся коллаборационизм, пособничество немцам: «Учитывая предательские действия крымских татар против советского народа и исходя из нежелательности дальнейшего проживания крымских татар на пограничной окраине Советского Союза, НКВД СССР вносит на Ваше рассмотрение проект решения Государственного Комитета Обороны о выселении всех татар с территории Крыма» (из записки наркома внутренних дел Л. П. Берии И. В. Сталину 10 мая 1944 года). Однако историки называют и неофициальные причины переселения, в частности, тот факт, что крымские татары исторически имели тесные связи с Турцией, которую СССР рассматривал как потенциального соперника.
В другой записке Берия представил Сталину проект «Об обеспечении рабочей силой производства и лесозаготовок целлюлозно-бумажной промышленности», который предполагал из 180 тысяч депортированных крымских татар направить 30 тысяч человек в Молотовскую, Горьковскую, Свердловскую области и Марийскую АССР.
Депортация крымскотатарского населения началась в 3:00 утра 18 мая 1944 года и завершилась 20 мая. К операции были привлечены 32 000 сотрудников НКВД. Они заходили в дома и объявляли жильцам, что у тех есть несколько минут на сборы. Разрешалось брать с собой личные вещи, посуду, бытовой инвентарь и провизию в расчете до 500 кг на семью. На самом деле удавалось собрать в среднем 20-30 килограммов вещей и продуктов. В основном, имущество оставалось и было конфисковано государством.
70 эшелонов, состоящих из товарных вагонов, везли около 200 тысяч человек, изгнанных из своей родины, главным образом, в Узбекистан. При переезде погибли около 8 тысяч, большинство из которых — дети и пожилые люди. Самые распространенные причины смерти — жажда и тиф. Крымскотатарский историк Рефат Куртиев в своей книге «Депортация крымских татар 18 мая 1944 года. Как это было» пишет, что солдаты каждое утро заходили в вагоны с вопросом, есть ли трупы: «Люди за умерших цепляются, плачут, не отдают. Солдаты тела взрослых вышвыривают в двери, детей – в окно». Хоронить людей не разрешалось – их тела просто оставляли у дороги.
Подавляющее большинство крымских татар перевезли в так называемые спецпоселения — окруженные военизированной охраной и огражденные колючей проволокой территории, больше напоминавшие трудовые лагеря. Приезжие были дешевой рабочей силой, и их использовали для работы в колхозах, совхозах и на промышленных предприятиях. Заниматься умственным трудом крымским татарам не разрешалось, несмотря на то, что уровень образования многих из них был очень высок.
За первые три года после переселения от голода, истощения и болезней умерли, по разным оценкам, от 20 до 46% всех депортированных. Среди умерших за первый год почти половина — дети до 16 лет. В 2015 году Верховная Рада Украины признала геноцидом депортацию 18 мая 1944 года, вскоре на такой шаг пошли парламенты Латвии, Литвы и Канады.
История возвращения крымскими татарами своей исторической родины была долгой и драматичной и, к сожалению, не закончилась до сих пор. В 2014 году более 90% крымских татар бойкотировали референдум о присоединении полуострова к России, что привело к ущемлению прав крымскотатарского населения. На сегодняшний день более 100 крымских татар находятся в тюрьмах РФ и Крыма за свои религиозные и политические убеждения.
На фото: Крымские татары на лесоповале после депортации. Молотовская область, 1952.